Стук в двигателе автомобиля, причины и диагностика
Сегодня мы поговорим про причины стука в двигателе автомобиля, насколько опасно это явление, как поступать в той или иной ситуации в зависимости от ее сложности и как диагностировать неисправность.
Тихий, размеренный шум работы без посторонних звуков силовой установки автомобиля радует каждого автовладельца, ведь это указывает на полную исправность мотора.
А вот появление при работе посторонних звуков, в частности, стуков, заставляет водителя беспокоиться.
Причин появления стука в двигателях более чем предостаточно, некоторые из них указывают лишь на потребность в выполнении технического обслуживания, но есть стуки, являющиеся сигналом больших проблем с мотором.
Причины стука двигателя
Стук сам по себе образуется при ударе одного элемента силовой установки о другой.
При этом стук в двигателе бывает разным, может возникать при определенных условиях и исчезать при их изменении.
В большинстве случаев стуки являются сигналом возникновения проблем с определенными механизмами – ГРМ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой.
Хотя он может появиться и в других составных элементах агрегата.
Критерии характера стука.
Сторонние звуки, возникшие в силовой установке, можно подразделить на несколько критериев:
- Сила звука;
- Причинно-следственные связи;
- Звучание (металлический стук и т.д.);
- Цикличность.
Разберем каждый из критериев.
Так, по силе звука стук в двигателе может быть очень слабым и едва прослушиваемым, в таком случае авто может и дальше эксплуатироваться, но все же не помешает проведение диагностических работ.
Бывает стук средний по силе. Прослушивается он отчетливо, но его можно заглушить, к примеру, громко включенной музыкой.
Авто с такими стуками можно эксплуатировать короткий срок, достаточный для возможности добраться до гаража или сервиса.
Отчетливые громкие звуки, издающиеся изнутри силового агрегата, указывает на значительные проблемы в его работе.
При таких звуках мотор глушиться и до гаража или сервиса авто доставляется только эвакуатором или на буксире, так как с двигателем и у вас могу возникнуть серьезные проблемы.
Причинно-следственные связи в возникновении стука возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалов.
То есть, проведение ли наоборот — не проведение технических работ или ремонта может вылиться в возникновение такой неприятности.
Так, причиной стука в двигателе может быть:
- Масло, которое не рекомендовано для применения на данном моторе или поддельное масло.
- Некачественные или дефектные детали, которые были установлены в ходе ремонта, тоже могут вызвать стук в двигателе.
- Сильный износ составных частей, естественно, приведет к появлению посторонних шумов.
Типы звучания и чем они отличаются.
По звучанию стук в двигателе подразделяется на звонкий и глухой.
Звонкий стук, его еще называют металлический, возникает при ударе между собой деталей из твердых металлов, при этом между деталями отсутствует масляная прослойка.
Глухой стук в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых выполнена из мягкого металла, и между деталями имеется масляная прослойка.
Цикличность.
По цикличности стуков можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.
Так, стук в моторе производиться пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с цилиндропоршневой группой, газораспределительным или кривошипно-шатунным механизмами.
Причиной спонтанного стука, возникающего бессистемно, может крыться в навесном оборудовании мотора.
К примеру, стук может издавать незакрепленный генератор, при этом звук будет возникать из-за вибрации силового агрегата.
Стуки-обманщики
Помимо этого, существует и такое понятие, как стуки «обманщики».
Суть данного понятия в том, что стук вроде точно указывающий на определенную неисправность, имеет совсем другую природу.
К примеру, у дизельного двигателя при создании нагрузки появляется звонкий стук, сигнализирующий о проблемах с кривошипно-шатунным механизмом. Но такой же стук возникает у этого двигателя и при неисправности системы питания.
Или же незатянутый шкив коленвала через время начнет издавать звуки, сильно похожие на стук самого коленчатого вала, поэтому важно сначала определить, что именно стало причиной появления посторонних звуков.
В любом случае возникновение посторонних шумов не должно оставаться без внимания и без профессиональной диагностики тут не обойтись.
Посторонние звуки при работе на холостом ходу
Разберем причины возникающего стука в двигателе при разных режимах работы.
Для начала рассмотрим причины его возникновения на холостых оборотах.
Здесь сначала нужно определить поведение стука в дальнейшем.
Так, несильный стук в двигателе на холостом ходу, издающийся из средней части мотора, имеющий равномерную интенсивность, при этом сила звука несколько уменьшается при увеличении оборотов, может указывать на попадание в цилиндр мелких сторонних частей, или обломков от деталей.
Устраняется данная проблема снятием головки блока и извлечением сторонних предметов.
Этот же стук, но усиливающийся при увеличении оборотов, может сигнализировать о значительном износе цилиндропоршневой группы, повреждении юбок поршней вследствие перегрева.
Эта неисправность устраняется только заменой цилиндропоршневой группы.
Появление же аналогичного шума, но с вдвое меньшей интенсивностью, и раздающийся в верхней части агрегата, может указывать на нарушение в работе ГРМ.
Если стук присутствует не только на ХХ, но и на других режимах – это может указывать на износ распредвала, нарушение регулировки клапанов.
Если регулировка теплового зазора осуществляется гидрокомпенсаторами, то стук при увеличении оборотов может снижаться.
Но это указывает на неисправность гидрокомпенсаторов.
Проблемы с ГБЦ решаются путем снятия крышки клапанов, определения источника звука, заменой изношенных элементов или регулировкой зазора.
Равномерный стук, значительно усиливающийся при увеличении оборотов, если он доносится снизу, может указывать на разрушение подшипников балансирных валов, начало разрушения вкладыша шатуна, деформация самого шатуна.
Это одни из самых опасных причин возникновения шума.
Если на холостом ходу слышно неравномерное звучание, полностью исчезающее при увеличении оборотов, это служит сигналом возникновения проблем с подшипниками навесного оборудования мотора, к примеру, нарушение работы подшипника помпы.
Приглушенный неравномерный стук, появляющийся на холостом ходу и исчезающий при увеличении оборотов, может сигнализировать о превышении допустимого уровня масла из-за попадания в него рабочих жидкостей или топлива.
В таком случае произошел внутренний пробой прокладки ГБЦ и в масло начал поступать тосол.
Все вышеописанные неисправности, кроме разрушений подшипников шатуна и балансирных валов, в основном не являются очень опасными, у водителя есть возможность доставки авто на своем ходу в сервис или гараж.
Стук двигателя на холодную
Стук двигателя на холодную тоже имеет несколько причин. Так, неравномерный резкий стук на холодную, усиливающийся по мере прогрева может указывать на:
- Проворот шатунного вкладыша вкруг оси или его разрушение;
- Значительный износ коренных вкладышей, деформацию шеек коленвала. В таком случае звук идет с нижней части мотора;
- Возможно возникновение звука в средней части мотора при значительном износе посадочных отверстий поршневых пальцев, проявляется он обычно при резком увеличении оборотов двигателя.
Многие из описанных причин характерны также и для нижеописанных условий работы мотора.
Стук на малых оборотах
Стук в двигателе на малых оборотах при непрогретом моторе, если он идет с верхней части, указывает на проблемы с гидрокомпенсаторами.
Равномерный стук в верхней части, значительно усиливающийся при прогреве может сигнализировать о начале разрушения седла клапана.
Стоит учитывать возможность повреждения подшипников навесного оборудования.
Также возможно нарушение фаз газораспределения из-за проскакивания ремня привода ГРМ, вследствие чего днища поршней соприкасаются с клапанами, отсюда и возникающий стук в двигателе.
Заправка низкооктановым бензином может обеспечить такое явление, как детонация, из-за чего и появляется стук.
При обнаружении посторонних шумов при работающем холодном двигателе на малых оборотах лучше сразу попытаться определить, откуда именно исходит шум.
Если стук в двигателе производится из верхней части, авто еще можно недолго эксплуатировать.
При появлении резких шумов из нижней части мотора лучше силовую установку сразу остановить и доставлять авто до места ремонта эвакуатором или на буксире.
Сторонние звуки при запуске
Стук в двигателе при запуске чаще всего возникает из-за неисправностей в системе смазки.
Слабая производительность масляного насоса, недостаточное количество масла и закупоривание каналов загрязняющими веществами приводит к тому, что масло не успевает вовремя попасть на все трущиеся поверхности из-за чего и слышен скрежет и стук.
Из-за проблем с системой смазки масло не поступает в гидрокомпенсаторы, без которого они начинают стучать.
При появлении шумов при запуске, желательно двигатель остановить, проверить уровень масла. При надобности довести уровень до нужного значения.
Если это не помогло, можно выполнить замену масла с предварительной промывкой системы.
Далее уже, если стук при запуске сохраняется, нужно проверять состояние масляного насоса.
Причины возникновения звуков на «горячую»
Стук в двигателе на «горячую» может возникнуть по все вышеперечисленным причинам.
В любом случае важно определить характер звука, примерное место, откуда он доносится и потом уже принимать меры.
Практически всегда в дорожных условиях устранить неисправность не удастся, авто нужно будет доставлять на место ремонта для точного определения причины.
А вот каким способом придется доставлять авто, подскажет предварительная диагностика.
Если стучит в верхней части, можно доставлять авто своим ходом, но перед этим проверить уровень масла.
Резкое звучание из нижней части двигателя укажут на проблему с кривошипно-шатунным механизмом, из-за чего авто доставляется только эвакуатором.
Особенности стука в двигателе автомобилей ВАЗ
Описанные причины возникновения сторонних звуков характерны для всех двигателей, в том числе моделях ВАЗ.
Кроме указанных причин в классических моделях стук в двигателях ВАЗ может быть вызван сильным растяжение цепи привода ГРМ или послаблением натяжителя цепи.
А у моделей начиная от ВАЗ 2108, дополнительно повышенная шумность может возникать из-за износа подшипника натяжителя ремня.
Дизельные моторы, дополнительные возможные источники стука.
Если дизельный двигатель стучит, помимо проблем с кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой и ГРМ, стук может быть вызван проблемами с системой питания, в частности — неисправностями с ТНВД, турбиной или форсунками.
Или нарушением момента впрыска топлива.
Диагностика причины звука
Если возникла такая проблема, что двигатель стучит, как уже сказано в первую очередь важно определить характер стука, а также место его возникновения.
Часть из причин можно диагностировать, не разбирая силовую установку.
Так, более точно определить место возникновения шума позволит специальный прибор – технический фонендоскоп.
При помощи его прослушивается двигатель и определяется, в каком механизме или системе возникли неисправности.
Также можно воспользоваться более совершенным оборудованием, к примеру, мотор-тестером.
Определить разрушение вкладыша шатуна позволит простая процедура.
Выполняется она так: на запущенном двигателе, когда появился звонкий стук, поочередно на каждом цилиндре со свечи снимается провод высокого напряжения.
Если неисправность кроется во вкладыше шатуна, то при отсоединении провода на цилиндре, в котором есть проблема, стук значительно уменьшится.
При появившемся шуме, когда есть подозрение на разрушение подшипника какого-либо навесного оборудования, можно определить, с каким оборудованием проблемы путем отсоединения их привода от бортовой сети.
Если после этого звук пропадает, неисправное оборудование заменяется или отправляется в ремонт.
Стуки в верхней части двигателя.
Диагностируются они последовательно. Для начала проверяется состояние элементов ГБЦ, их крепление.
Затем производится регулировка клапанов или промывка гидрокомпенсаторов. Попутно проверяется уровень и состояние масла.
Дальше уже головка снимается с двигателя и проводится полный комплекс восстановительных работ.
Средняя и нижняя часть двигателя.
Точное определение причины стука в нижней части мотора возможно только после разборки двигателя.
Поскольку сильный износ цилиндропоршневой группы тоже служит причиной появления нежелательного звука, поэтому при возникновении стука в средней части, оценить состояние данной группы можно путем замера компрессии.
Если стук вызван детонацией, определить ее наличие можно по поведению силовой установки.
Если она после принудительной остановки продолжает некоторое время работать, в цилиндрах присутствует детонация.
Дизельные силовые установки.
Диагностика в этих двигателях производится идентично описанным, а вот топливную систему у них продиагностировать можно только после снятия ее элементов и только на специальных стендах.
Подводим итог
Как видно, причин появления сторонних шумов в силовой установке более, чем предостаточно.
Часть из них не приносят значительного вреда даже при длительном использовании авто без их устранения.
Некоторые причины более серьезны, но позволяют хотя бы отогнать авто на ремонт.
А причины стука в двигателе, связанные с кривошипно-шатунным механизмом и цилиндропоршневой группой, очень серьезны и являются предвестником дорогостоящего и затратного по времени ремонта.
Для закрепления материала рекомендуем посмотреть еще видео, которое расскажет вам про причины стука двигателя.