АВТОГУДРОНАТОР - описание и характеристики
Без этой техники во многих строительных сферах (прежде всего в дорожной) пришлось бы туго.
Автогудронатор – это автомобиль, перевозящий в специально оборудованной цистерне жидкие битумные смеси. Оснащение машины еще позволяет распределять горячий материал по покрытию равномерно.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Автогудронатор может быть:
1. Самоходным – когда цистерна ставится прямо на шасси грузовика (например, КамАЗа).
2. Прицепным – здесь прицеп с оборудованием буксирует трактор или тот же грузовик.
3. Полуприцепным – полуприцеп тащит тягач (та же фура, только вместо фургона – цистерна-гудронатор).
По объему цистерны автогудронаторы классифицируются так:
5000 л и больше – большие;
3000-5000 – средние;
До 1500 л – малые.
КАК В ДУХОВКЕ
Битум (или другую смесь) надо довезти и распределить, где надо, в горячем состоянии (приблизительно 200 оС). Если бы битум застыл в емкости – оборудованию гудронатора пришел бы конец. Да и на стройке, разумеется, смесь нужна горячая. Поэтому в цистерне она должна подогреваться специальными горелками, работающими на газе либо дизтопливе.
Для распределения тепла от горелок по всей емкости с битумом нужны теплоносители. В автогудронаторах применяются такие теплонесущие конструкции:
1. Масляная рубашка – система непрямого нагрева.
2. Жаровые трубы – система прямого нагрева.
Чтобы следить за температурой битумной смеси, на стенках цистерны есть термометры, а регулирует температуру программный датчик. Узнать, сколько в гудронаторе имеется смеси можно при помощи поплавкового указателя. Чем-то похоже на духовку, согласны?
РАСПРЕДЕЛЯЕМ, ЧИСТИМ И НАПОЛНЯЕМ
В цистерне два отсека. Они сообщаются, но поделены волнорезом. Еще в конструкции присутствует система, обеспечивающая перекачку смеси и распределяющая ее. Для наполнения цистерны смесью и очищения ее от остатков битума есть специальное отверстие. Через это же отверстие емкость и ремонтируется.
Чтобы смесь из бочки распределялась равномерно, имеются распределительная труба с соплами разного размера на концах и компрессор (насос), нагнетающий материал из емкости. Кстати, сама она обычно овальная – так у машины больше устойчивости за счет снижения высоты.
В пустой цистерне гудронатора есть воздух. Когда ее наполняют битумом, но люк закрыт, воздух куда-то должен выйти – для этого внизу емкости есть переливная труба.
Системы для распределения вязких битумных материалов в автогудронаторах бывают двух видов:
1. Циркуляционные – цистерну очищают сжатым воздухом.
2. Рециркуляционные – емкость моют растворителем.
ГДЕ ТРУДИМСЯ?
Прежде всего, без этих машин трудно представить дорожное строительство и ремонт. Пропитка дорог, а также их подгрунтовка (устройство верхнего слоя дороги из холодной асфальтобетонной смеси) без автогудронатора невозможны. Машина распределяет горячую смесь, после чего на нее (на смесь, а не на машину) укладывается холодный асфальтобетон. Затем все это трамбуется катком, а уж далее – проезжающим транспортом.
Автогудронаторы работают и в других строительных сферах – ремонте и возведении фундаментов, строительстве взлетных полос на или при возведении разных инженерных сооружений и коммуникаций. В общем, почти везде, где требуется горячая битумная смесь.